Общая психопатология


Общая психопатология
(греч. psyche – душа, pathos – страдание, болезнь) – изучение патологических явлений внутренней жизни и поведения человека во всём их многообразии, сложности и единстве с помощью специальных научных методов, из которых, наряду с эмирикой, отнюдь не меньшее значение имею методы осмысления безграничного фактического материала. Общая психопатология является одним из важнейших аспектов общего учения о патологии человека, а что касается устройства психики и личности человека, то самым важным, что бы по этому поводу не говорили самые авторитетные психологи. К.Ясперс, определяя задачи общей психопатологии, формулирует 5 основных её проблем в виде следующих вопросов: 1. какое значение с точки зрения заболевания имеет то обстоятельство, что человек – не животное? 2. каким образом душа может быть представлена в качестве предметной реальности? 3. что такое сознание и бессознательное? 4. что такое внутренний мир и внешний мир? 5. что означает дифференциация психической жизни? В таком понимании общая психопатология суть самостоятельное направление научного исследования психической деятельности человека и теоретический фундамент клинической психиатрии, разрабатывающий также важные в практическом плане вопросы, такие, как выделение и описание психопатологических феноменов (симптомов, синдромов), их распознавание, систематика, изучение механизмов симптомообразования, разграничение нормального и анормального в психических проявлениях, в болезни и в состоянии здоровья, разработка основополагающих принципов профилактики и терапии психических расстройств, в реабилитации пациентов, исследование роли биологических, конституциональных и социокультуральных факторов в развитии психиатрической патологии и, наоборот, то влияние, которое анормальные в психическом и личностном плане индивиды, в свою очередь, оказывают на общество, обоснование нозологического или альтернативных ему направлений развития психиатрии и мн. др.). Прикладной стороне общей психопатологии некоторые исследователи и психиатрические школы, приверженные какой-нибудь однобокой идее или узкоклиническому эмпиризму («ползучему эмпиризму», по выражению В.И. Ленина), уделяют несоразмерно большое внимание, нежели концептуальным аспектам, являющимся необходимым контекстом для представления и понимания бесконечного ряда частностей, чем в значительной мере обесценивают её общетеоретическую значимость. В ряде серьёзных изданий последних лет, как зарубежных, так и отечественных, общая психопатология фактически низведена до кратких глоссариев психиатрических терминов, которые определяются к тому же далеко не самым бесспорным образом. Результатом столь редукционистского представления общей психопатологии является тенденция к распаду единой ткани клинического сознания, превращение психиатрии в разрозненную мозаику фактов, гипотез, статистических паттернов и т.п., в чём, кстати, нетрудно убедиться по последним, претендующим на международное распространение, классификациям психических расстройств. Начинающие психиатры, не получившие достаточной общепсихопатологической подготовки, иногда признаются в том, что они мало что понимают в таких классификациях, поскольку в них нет объединяющей представленный материал идеи, концептуального стержня.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.